Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба занимает важнейшее место в системе управления государством. В процессе эволюционного изменения правового регулирования правоотношений в данной сфере происходило формирование комплексного института права, который включает в себя регламентацию деятельности государственного аппарата. Данный институт сформировался как сложное, многоаспектное явление в правовой системе, в связи с чем изучение правовых основ его функционирования является важнейшей задачей для современных исследователей, что и обусловило выбор темы.
Вопрос рассмотрения правового статуса в контексте современного законодательства занимает одно из важнейших мест. Многие специалисты рассматривают понятия «правовой статус», «статус государственных служащих» в различных аспектах с использование различных правовых конструкций. Правовой статус государственных служащих включает в себя следующие элементы: права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащих, установленные законодательством и гарантированных государством. Статус государственного служащего приобретается с момента заключения служебного контракта и издания приказа о назначении на должность либо с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа, в некоторых случаях – с момента принятия присяги.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере правового статуса государственного служащего.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие особенности статус государственного служащего.
Целью курсовой работы является анализ правового статуса государственного служащего.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть понятие, статус, классификация государственного служащий;
– исследовать нормативно-правовое регулирование деятельности государственного служащего;
– проанализировать основные права, гарантии и обязанности государственного служащего;
– раскрыть ограничения и запреты государственного служащего.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Е.Н. Белкина, Б.С. Костенко, А.В. Курбатова, А.А. Кузнецов, Е.В. Гудкова, В.Ш. Шайхатдинов, М.В. Прокофьев и другие.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другие нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, разделенных на четыре параграфов, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Государственный служащий: понятие, статус, классификация
Для реализации своих функций государство создает и содержит специальный аппарат, то есть совокупность людей, профильно-занимающихся выполнением функций государства. Государственной службой называется комплексный, правовой институт, состоящий из норм и различных отраслей права. Государственным служащим признается, гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законном порядке обязанностей по государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет, соответствующего бюджета.
Государственная служба – это трудовая деятельность работников направленная на служение государству, за плату от него в виде определенной деятельности по реализации ими служебных функций и задач государства. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества.
Государственная служба, несомненно, является важнейшей составляющей успешного и сбалансированного функционирования государства. Государственные служащие, занимающие различные должности в различных учреждениях, реализуют свои обязанности во благо своей страны. Между тем, очень часто возникают трудности с определением понятия «государственная служба» и далеко не каждый человек понимает, кого можно относить к государственным служащим.
Основным законом в сфере государственной службы является Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющий государственную службу, как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
В юридической литературе можно найти множество определений и подходов к понятию «государственная служба». По мнению П.Н. Кижаевой, государственный служащий – это гражданин РФ, назначенный в установленном порядке нормативно-правовыми актами на должность государственной службы для осуществления служебной профессиональной деятельности в объеме предоставленных по ней полномочий и получая за эту деятельность заработную плату .
Важнейшим специфическим признаком государственной службы, отличающим ее от других видов трудовой деятельности, является ее публичный характер. Публичность государственной службы означает, что она осуществляется от имени и по поручению государства, имеет властную составляющую. Цель государственной службы — реализация государственных функций. Наделение государственного служащего государственно-властными полномочиями осуществляется на основе контракта о службе, являющегося особым видом административного соглашения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
6. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 15.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
8. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49 (ч. 1). – Ст. 7020.
9. Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4388.
10. Артемьева Е.А. Особенности административно-правового статуса гражданского государственного служащего / Е.А. Артемьева // Право. Общество. Государство: Сборник научных статей. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 12-15.
11. Белкина Е.Н.. Государственные гарантии гражданских служащих / Е.Н. Белкина, Б.С. Костенко, А.В. Курбатова // Open innovation: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2017. – С. 26-28.
12. Бероева З.М. Понятие и система государственной службы / З.М. Бероева // Актуальные вопросы современных научных исследований. – 2019. – №. 6. – С. 62-65.
13. Зудаева В.В. К вопросу о правовом регулировании льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых государственным гражданским служащим / В.В. Зудаева // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-1. – С. 28-30.
14. Кижаева П.Н. Государственная служба и проблема определения видов государственной службы / П.Н. Кижаева // Наука через призму времени. – 2017. – № 4 (4). – С. 75-78.
15. Кузнецов А.А., Гудкова Е.В. Особенности правового статус государственного служащего в Российской Федерации / А.А. Кузнецов, Е.В. Гудкова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.6 (27). – С. 138-140.
16. Насибуллина Д.Р. Особенности правового статуса государственного служащего / Д.Р. Насибуллина // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 5 (21). – С. 794-797.
17. Прокофьев М.В. Понятие государственной службы иных видов / М.В. Прокофьев // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 1 (140). – С. 165-166.
18. Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов / В.Ш. Шайхатдинов // Бизнес, менеджмент и право. – 2016. – № 3-4. – С. 55-57.